В Спасской церкви Тюмени прошла экскурсия для будущих архитекторов
В Спасской церкви прошёл открытый урок для студентов - будущих архитекторов. Редкое для Тюмени мероприятие.
Это, конечно, не решит проблему дефицита кадров. Но завлечь хотя бы нескольких специалистов в профессию способно. Например, загадками истории. Зима 1918 года. Из Спасской церкви выносят экспонаты музейного фонда. Здесь они хранились тридцать лет и три года. Пока сотрудники заняты переездом, отец Григорий показывает вот эти небольшие фрагменты старинной живописи. То, что её здесь так много, станет ясно после работы подрядчиков позже. 20-й год. Под куполом церкви изучают старинное барокко. Зима 23-го. На объекте работают художники со всей страны.
Михаил Кочешков, художник-реставратор: "Шея устаёт. К концу дня она уже всё. И с утра деревянная. Вот это главная трудность. То, что это свод. Поверхность такая. Бывает, снизу на уровне настила надо писать, извините, кверху попой. Ложишься и кисточкой водишь".
Татьяна Воротилова, корреспондент: "Роспись в храме сохранилась вопреки всем обстоятельствам. Её кто-то со знанием дела законсервировал. Она была под многочисленными слоями красок и бумаги. И так скрывалась во времена, когда здесь были тюрьма, хранились архивные фонды музея".
Об этом рассказывают будущим архитекторам. Студенты - первокурсники. Такого строительного закулисья ещё не видели. Сравнивают храм с действующими в Тюмени.
Виктория Литвинова, студентка Института архитектуры и дизайна ТИУ: "Здесь другая цветовая палитра, фрески. Не видела в церквях таких проработанных фресок, как здесь. И в целом, очень запала в душу цветовая палитра. Такая нежная пастельная".
Подрядчики показывают, как живопись восстанавливают, какие открытия были. Вот, например, про прежние перекрытия. Строителям непонятно, как их заливали. Да ещё спустя годы зачем-то прятали колонны.
Евгений Давыдов, главный инженер подрядной организации: "Они были заложены кирпичом. А с той стороны закрыты ДСП по каркасу. И по проекту должны были это демонтировать. И в результате демонтажа обнаружили эту красоту".
Студенты задают вопросы. А главный архитектор резюмирует уже нам, журналистам, - дефицит кадров в их сфере когда-нибудь должен закончиться.
Григорий Дубонос, главный архитектор строительной компании: "Ну, вот видите, сколько их. Не думаю, что кто-нибудь из них останется в стороне. Кто-нибудь придёт сюда. Да, лес без подлеска - мёртвый лес. Поэтому подлесок стоит".
Олег Порошин, директор Института архитектуры и дизайна ТИУ: "Мы с комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия взаимодействуем несколько лет очень плотно. Важный шаг к развитию сделали - наладили взаимодействие с Томским государственным архитектурно-строительным университетом в части реставрации".
Такие уроки на свежем воздухе вдохновляют на творчество не только молодёжь, но и состоявшихся строителей.